Вы купили пылесос, принесли домой, а
он не работает; сдали в ремонт туфли, а набойки через день отвалились; купили в
туристической фирме путевку на море, а в посольстве не дают визу; заплатили
деньги за учебу сына, а как эти расходы хотя бы частично компенсировать, не
знаете.
Всех нас объединяет одно: мы
потребители, те кто в повседневной жизни, то есть в быту, не получает прибыль в
отношениях с другими лицами, а пытается реализовать свое конституционное право
на хороший отдых, качественное образование, крепкое здоровье, модную и
добротную одежду.
Согласно Закону «О защите прав
потребителей» подобные отношения могут возникать из возмездных
гражданско-правовых договоров. К таким договорам относятся договоры:
- на приобретение товаров, выполнение
работ, оказание услуг, в частности из договоров купли-продажи, в том числе
розничной купли-продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения;
- найма жилого помещения, в том
числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по
обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится
данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления
нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта
общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания
коммунальных услуг;
- подряда (бытового,
строительного, на выполнение проектных и изыскательских работ, на
техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого
помещения, находящегося в собственности граждан);
- проката;
- перевозки граждан, их багажа и
грузов;
- комиссии;
- хранения;
- по оказанию финансовых услуг,
направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд
потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных
(бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и
ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению,
услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей,
оказание им консультационных услуг;
- оказания услуг связи,
медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных;
- другие, направленные на
удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением
прибыли.
Характерной особенностью
законодательства о защите прав потребителей служит то обстоятельство, что
ответственность за нарушение прав потребителя наступает только у изготовителя
(продавца). Это объясняется необходимостью обеспечения интересов потребителя
как более слабой стороны в договорных отношениях.
Предъявление иска в суде с целью
восстановления своих нарушенных прав должно быть обычным делом для гражданина.
Эта цель невыполнима без активной жизненной позиции потребителей, однако его
интересы в гражданском процессе может с успехом реализовать его представитель –
адвокат.